Молодежь России. Исследование стиля жизни, жизненных ценностей и образовательных приоритетов российской молодежи и студенчества

 

2012 г., 125 стр., 16 таблиц, 73 рисунка. Цена 3 000 руб.

Главная / Исследования / Социальные проекты

 

Выдержки из исследования см. в статье «Ты кто, молодежь? Исследование российской молодежи и студенчества«.

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 5

  • Численность молодёжи 5
  • Статистика по образованию 7
  • Качество среднего образования 10
  • Терминология 10

РЕЗЮМЕ 12
СТУДЕНТЫ 16
1. Стиль жизни студентов 16
2. Цели студентов 18

  • Жизненные цели 18
  • Мечты, цели, притязания: свой образ в 30 лет 19
  • Представления об успехе и успешном человеке 21
  • Кумиры. Примеры успешного человека 25
  • Ориентация студентов на карьеру 26
  • Должностные притязания студентов 27
  • Притязания относительно круга признания и уважения 28

3. Образовательные и профессиональные стратегии студентов 29

  • Образовательные притязания студентов 29
  • Высшее образование как старт реализации жизненных планов 30
  • Роль и ценность высшего образования в личной биографии студентов 30
  • Профессиональные предпочтения молодежи в представлениях студентов 32
  • Проблемы выбора профессии 34
  • Критерии выбора работы и представления о «работе мечты» 36

4. Ресурсы и риски достижительных стратегий студентов 38

  • Гендерная специфика ресурсов достижительных стратегий 38
  • Оценки респондентами своих ресурсов достижительных стратегий 38
  • Риски достижительных стратегий студентов 41
  • Жизненные приоритеты: семья или карьера 43

5. Достижительные практики студентов 45

  • Рейтинги студентов 45
  • Совмещение работы и учебы 47
  • Гранты, стажировки, дополнительное образование 48
  • Получение второго высшего образования 50

6. Ценностные и социально-психологические характеристики студентов 51

  • Ценностные предпочтения студентов 51
  • Общественно-политические ориентации 53
  • Социально-психологические характеристики опрошенных студентов 53

7. Портрет студентов и выпускников ведущих вузов России 56

  • НИУ ВШЭ (Научно-исследовательский университет Высшая школа экономики) 56
  • МФТИ (Государственный университет Московский физико-технический институт) 67

8. Занятость молодых специалистов 70

  • Статистика работы выпускников по специальности 70
  • Работа по специальности выпускников ведущих вузов (НИУ-ВШЭ) 71
  • Рынок труда. Спрос на специалистов 72
  • Стартапы 73
  • Удовлетворённость работодателей уровнем подготовки выпускников 74
  • Удовлетворённость россиян полученным образованием 75

МОЛОДЁЖЬ 79
1. Молодёжь «Люди XXI»: инновационный слой общества 79
2. Отношение к политике 81

  • Патриотизм 81
  • Участие молодёжи в политической жизни страны 81
  • Молодёжные политические организации 85
  • Молодёжное движение «Наши» 90

3. Молодёжная сегментация: достижительные стратегии 91
4. Сегментация молодёжных стилей жизни 94
5. Медийные предпочтения 98
6. Коммуникации 101
7. Молодёжные формирования. Солидарности 102
8. Город и Провинция 104
9. Субкультурные рынки 104
10. Молодёжь как потребители

  • Источники доходов. Структура расходов. . 105

ПРИЛОЖЕНИЯ 109
Приложение 1. Численность молодёжи 15-29 лет, по возрастам, 1995-2009 гг., тыс. чел. 109
Приложение 2. Численность молодёжи 15-29 лет, по возрастным группам, 1995-2009 гг., тыс. чел. 111
Приложение 3. Численность молодёжи по субъектам РФ, 1995-2009 гг. 112
Приложение 4. Численность молодёжи отдельных национальностей в возрасте 15-29 лет 114
Приложение 5. Структура молодёжи в возрасте 15-29 лет по уровню образования 115
Приложение 6. Приём в образовательные учреждения профессионального образования 116
Приложение 7. Численность обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования 116
Приложение 8. Выпуск специалистов из образовательных учреждений профессионального образования 117
Приложение 9. Выпуск специалистов государственными и муниципальными образовательными учреждениями среднего профессионального образования по группам специальностей 117
Приложение 10. Основные показатели по государственным и муниципальным образовательным учреждениям высшего профессионального образования 118
Приложение 11. Выпуск специалистов государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по группам специальностей 119
Приложение 12. Основные показатели по негосударственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования 120
Приложение 13. Выпуск специалистов негосударственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по группам специальностей 120
Приложение 14. Выпускники образовательных учреждений высшего профессионального образования по уровню полученных дипломов 121
Приложение 15. Численность студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования, обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение 121
Приложение 16. Распределение на работу специалистов, окончивших очные отделения государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования 122
Приложение 17. Средняя начисленная заработная плата молодёжи в возрасте до 29 лет по субъектам РФ в 2009 г. 123
Источники 125

 

Список таблиц

 

Таблица 1. Распределение России по возрастным группам (на 1 января; млн. человек)
Таблица 2. Распределение численности населения РФ по полу и возрастным группам (на 1.01.2010 г., млн. чел., %)
Таблица 3. Приём в образовательные учреждения профессионального образования, тыс. человек
Таблица 4. Образовательные учреждения высшего профессионального образования (на начало учебного года), 1990-2010 гг.
Таблица 5. Выпуск обучающихся общеобразовательными учреждениями, 2005-2009 гг.
Таблица 6. Численность выпускников, допущенных к выпускным экзаменам, участвовавших в ЕГЭ и сдавших ЕГЭ в 2009 году, по субъектам РФ
Таблица 7. Оценка студентами и молодёжью своего материального положения, %
Таблица 8. Распределение ответов на открытый вопрос: «Скажите, пожалуйста, кем Вы видите себя в 30 лет?» (в % от числа опрошенных)
Таблица 9. Распределение ответов на открытый вопрос: «Скажите, пожалуйста, что такое успех в жизни лично для Вас? Как бы Вы его определили?» (в % от числа опрошенных)
Таблица 10. Представления о профессиональных предпочтениях сегодняшних юношей
Таблица 11. Представления студентов о профессиональных предпочтениях сегодняшних девушек
Таблица 12. «Работа мечты» в представлениях студентов и в сравнении с ответами молодёжи в целом (в % от числа опрошенных)
Таблица 13. Анализ приёма в МФТИ в 2010 году
Таблица 14. Результаты приёма в МФТИ в 2010 году по направлению 010900 на госбюджет
Таблица 15. Статистика приёма в МФТИ в 2010 году на факультеты по регионам
Таблица 16. Работа полностью соответствует/скорее соответствует полученной в ГУ-ВШЭ специальности, % работающих студентов на каждом факультете
Список рисунков

 

Рисунок 1. Половозрастная структура населения РФ (Источник: Росстат)
Рисунок 2. Возрастная структура молодёжи 15-29 лет (в % от общей численности молодёжи, на 1.01.2010)
Рисунок 3. Численность студентов государственных (муниципальных) высших учебных заведений в РФ, 2000-2009 гг.
Рисунок 4. Численность студентов негосударственных высших учебных заведений в РФ, 2000-2009 гг.
Рисунок 5. Успех в представлениях участников он-лайн дискуссий
Рисунок 6. «Где Вы хотели бы работать? (Карточка. Любое число ответов)
Рисунок 7. «Если Ваши жизненные цели связаны с карьерой, то на какой должности Вы хотели бы работать на пике Вашей карьеры? (Карточка. Один ответ.)»
Рисунок 8. Вы планируете или не планируете в дальнейшем продолжить своё образование? И если да, то какой максимальный уровень образования Вы планируете получить? (Карточка. Один ответ.)
Рисунок 9. Как Вы думаете, кем сегодня чаще всего хотят стать юноши/девушки?
Рисунок 10. «Что из перечисленного есть у Вас лично?» (Карточка. Любое число ответов)
Рисунок 11. «А в чём из перечисленного Вы сегодня нуждаетесь больше всего?» (Карточка. Не более 5 ответов.)
Рисунок 12. Связи и знакомства в представлениях участников он-лайн дискуссий
Рисунок 13. Ценностные предпочтения студентов и молодёжи
Рисунок 14. Возраст и пол студентов НИУ-ВШЭ, 2010 г.
Рисунок 15. Соотношение юношей и девушек, поступающих в бакалавриат НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., по факультетам, %
Рисунок 16. Из каких регионов абитуриенты поступали в бакалавриат НИУ ВШЭ (Москва) в 2010-2011 гг., чел.
Рисунок 17. В каких школах учились абитуриенты, поступающие в бакалавриат НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., чел.
Рисунок 18. Региональные подготовительные центры и базовые школы НИУ ВШЭ
Рисунок 19. География абитуриентов НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г.
Рисунок 20. Количество зачисленных на бюджетные и платные места в бакалавриат НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., по основаниям к зачислению, чел.
Рисунок 21. Количество зачисленных на бюджетные и платные места в бакалавриат НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., по факультетам, чел.
Рисунок 22. Количество зачисленных на бюджетные места бакалавриата НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г. по конкурсу результатов ЕГЭ и без вступительных испытаний, средние баллы зачисленных по конкурсу результатов ЕГЭ, по факультетам
Рисунок 23. Количество зачисленных на бюджетные и платные места в бакалавриат филиалов НИУ ВШЭ в 2011 г., по основаниям к зачислению, чел.
Рисунок 24. Сколько человек поступили в магистратуру НИУ ВШЭ (Москва) в 2010 г., по факультетам, чел.
Рисунок 25. Участники олимпиады-2010 НИУ ВШЭ для студентов и выпускников вузов, по направлениям олимпиады, чел.
Рисунок 26. Сколько студентов НИУ ВШЭ и других вузов стали участниками, победителями и призёрами олимпиады-2010 НИУ ВШЭ для студентов и выпускников вузов, %
Рисунок 27. Сколько победителей и призёров олимпиады-2010 НИУ ВШЭ для студентов и выпускников вузов поступили в магистратуру НИУ ВШЭ, по направлениям олимпиады, чел.
Рисунок 28. Участники олимпиады-2010 НИУ ВШЭ для студентов и выпускников вузов, по городам проведения олимпиады, чел.
Рисунок 29. Сколько студентов обучаются на программах подготовки магистров НИУ ВШЭ (Москва) в 2010 г., чел., по факультетам
Рисунок 30. Зачисленные на бюджетные места магистратуры НИУ ВШЭ (Москва) в 2010 г., по основаниям к зачислению, %
Рисунок 31. Сколько студентов окончили бакалавриат и специалитет НИУ ВШЭ (Москва) в 2010 г., чел., по факультетам
Рисунок 32. Сколько студентов окончили магистратуру НИУ ВШЭ (Москва) в 2010 г., чел., по факультетам
Рисунок 33. Имеете ли Вы оплачиваемую работу во время обучения в НИУ ВШЭ? Опрос выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., %
Рисунок 34. Как Вы нашли работу? Опрос выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., % от ответивших
Рисунок 35. За сколько времени Вы нашли работу после окончания НИУ ВШЭ? Опрос выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., % от ответивших
Рисунок 36. Вы предприниматель, фрилансер? Опрос выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., % от ответивших
Рисунок 37. Стартовая и текущая заработная плата выпускников 2010 г. (все образовательные ступени) после вычета налогов, руб. Опрос выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г.
Рисунок 38. Оценка соответствия текущей работы полученной в университете специальности (законченному направлению подготовки). Опрос выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., % от ответивших
Рисунок 39. Чему способствовало обучение в НИУ ВШЭ? Опрос выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., % от ответивших
Рисунок 40. Аспиранты НИУ ВШЭ (Москва) в 2010 г., по факультетам, чел.
Рисунок 41. Аспиранты НИУ ВШЭ (Москва) в 2010 году по отраслям наук, чел.
Рисунок 42. Сколько аспирантов и соискателей НИУ ВШЭ защитили диссертации в 2005-2010 гг., чел.
Рисунок 43. Рост вакансий в российских стартапах
Рисунок 44. В каких сферах развиваются стартапы
Рисунок 45. Какими качествами молодых специалистов довольны и недовольны работодатели
Рисунок 46. «Жалеете ли Вы о выборе специальности?» (Источник: HeadHunter)
Рисунок 47. «Жалеете ли Вы о выборе ВУЗа?» (Источник: HeadHunter)
Рисунок 48. «Работаете ли Вы по специальности?» (Источник: HeadHunter)
Рисунок 49. «Жалеете ли Вы о выборе специальности в ВУЗе?» (Источник: HeadHunter)
Рисунок 50. «Жалеете ли Вы о выборе специальности в ВУЗе?» (Источник: HeadHunter)
Рисунок 51. «Как Вы полагаете, нужно или не нужно, чтобы молодые люди участвовали в политике, политической жизни страны?»
Рисунок 52. «Кто чаще считает, что НУЖНО, чтобы молодые люди участвовали в политике, политической жизни страны?»
Рисунок 53. «Кто чаще считает, что НЕ НУЖНО, чтобы молодые люди участвовали в политике, политической жизни страны?»
Рисунок 54. «Почему, на Ваш взгляд, НУЖНО / НЕ НУЖНО, чтобы молодые люди участвовали в политике, политической жизни страны?»
Рисунок 55. «Как Вы думаете, в последние год-два молодёжь в нашей стране стала участвовать в политике больше или меньше, или в этом отношении ничего не изменилось?»
Рисунок 56. Кто чаще считает, что в последние год-два молодёжь в нашей стране стала участвовать в политике БОЛЬШЕ
Рисунок 57. «О деятельности каких общероссийских или региональных молодёжных политических организаций, политических движений Вы знаете или что-то слышали?»
Рисунок 58. «О какой из этих молодёжных политических организаций Вы знаете или что-то слышали?»
Рисунок 59. Чаще отвечают, что знают или что-то слышали о движении «Молодая гвардия Единой России», %
Рисунок 60. Чаще отвечают, что знают или что-то слышали о движении «НАШИ», %
Рисунок 61. Чаше отвечают, что знают или что-то слышали о движении «Россия молодая»
Рисунок 62. «К каким из этих организаций Вы относитесь ПОЛОЖИТЕЛЬНО?», %
Рисунок 63. «К каким из этих организаций Вы относитесь ОТРИЦАТЕЛЬНО?», %
Рисунок 64. «Знаете ли Вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о существовании в России молодёжного движения «Наши»?», %
Рисунок 65. «Вам приходилось или не приходилось слышать о деятельности молодёжного движения «Наши» в вашем регионе?», %
Рисунок 66. «Как Вы относитесь к молодёжному движению «Наши» — положительно, отрицательно или безразлично?», %
Рисунок 67. Концептуальная схема сегментации молодёжных стилей жизни (П.Лебедев, Л.Паутова)
Рисунок 68. Соотношение типологии достижительных стратегий молодёжи и сегментации молодёжных стилей жизни, %
Рисунок 69. Способы получения информации по возрастным сегментам, 12-26 лет.
Рисунок 70. Отношение к рекламе в возрастных группах.
Рисунок 71. Степень доверия к источникам информации у разных групп молодёжи (1)
Рисунок 72. Степень доверия к источникам информации у разных групп молодёжи (2)
Рисунок 73. Доля читающих прессу в сегментах, % от групп.

 

Если вас заинтересовало исследование, позвоните нам по телефону +7(903) 240-3373 или напишите запрос на info@vigorconsult.ru.

 

Смотрите также