Вендинг в России

 

10.08.2014

 

Вендингу как форме автоматической продажи товаров через торговые автоматы более 100 лет. Самые первые автоматы в США и Великобритании предназначались для продажи напитков и жвачки. Но бум торговых автоматов начался с 1946 года – с кофейных автоматов.

 

Главная / Статьи

 

Был вендинг и в России: на рубеже ХХ века в Санкт-Петербурге установили первый торговый автомат по продаже шоколадок, но дело тогда не пошло. Зато в СССР все пили газировку из общего стаканчика, были автоматы по продаже пива и газет. Зарождение вендинга в новой России началось с середины 1990-х с кофейных автоматов.

 

 

Типы вендинговых автоматов

 

vending_freshСовсем недавно самыми популярными у нас (и самыми прибыльными) были кофейные автоматы – они составляли до 60% от всех установленных автоматов, около 30% — снековые автоматы, 10% — другие. В снековых автоматах продают холодные напитки в банках и бутылках, закуски и кондитерские изделия.

 

Основной ассортимент других торговых автоматов – игрушки, средства личной гигиены.Многие сегменты пока не представлены в России. Однако, с ростом популярности терминалов среди населения и с увеличением числа торговых автоматов, и в России постепенно приводит к увеличению разнообразия автоматов.

 

Наиболее популярные марки кофейных и снековых торговых автоматов — N&W (Necta), Jofemar, Rhea, Saeco.

 

 

 

 

 

 

 

Новые решения в сфере вендинга

вендинг в школе_здоровое питаниеВ последние годы в России структура торговых автоматов меняется в сторону увеличения числа автоматов других типов. Уже начинают появляться вендинговые сети с монобрендами или с нестандартными решениями по продаже услуг или товаров. Новинки в ассортименте:
• Здоровая еда (сеть кафе здоровой еды),
• Автоматизированная прачечная,
• Автоматизированные мини-магазины с продажей до 100 товарных позиций, включая электронику, косметику, часы, хозяйственные товары и проч.
• свежевыжатые соки, газированная вода, упакованные молочные продукты,
• автоматы по розливу сырого молока,
• фото- и видеотовары, DVD, линзы, цветы, медицинские товары,
• горячая еда (приготовление, разогрев), замороженные продукты,
• суши-роллы, попкорн, картофель-фри,
• массажные кресла, фото-услуги и проч.

 

В России на помощь бурно развивающейся интернет-торговле пришли постаматы, которые на франчайзинговой основе устанавливаются франчайзером в крупном городе России. Теперь свою покупку в интернет-магазине можно будет забрать из ячейки такого постамата в своем городе и не переплачивать за доставку «до двери». Ячейки подходят для малогабаритных посылок: для книг, журналов, для коробки сапог.

Постаматы как и вендинговые автоматы других типов делают нашу жизнь более комфортной: автоматы работают 24 часа, скорость обслуживания выше, чем при обслуживании продавцом, цены на товары ниже, чем в обычном кафе или ларьке, так как снижается порог рентабельности бизнеса из-за отсутствия необходимости держать на точке продаж продавца.

 

Цены на вендинговые автоматы

 

Средняя цена на торговые аппараты в России составляет 140-230 и до 500 тыс.рублей.
• Цена сильно зависит от типа автомата – автоматы по продаже бахилл и игрушек стоят совсем недорого, цена на двойные снековые автоматы с холодильником доходит до 350 тыс. рублей, цена на минимагазины ещё выше.
• Так как среди предложения на российском рынке вендинговых автоматов значительную долю занимает импорт, то курс евро и доллара вносят свой вклад в окончательную цену.
• Также цена зависит от наличия платежных систем (на некоторые автоматы не устанавливаются купюроприемник и монетоприемник, в основном это бывает в офисах, где компания напрямую оплачивает вендинговому оператору плату за еду для своих сотрудников).
• Б/у торговые автоматы (бывшие в употреблении) в 1,5-2 раза дешевле новых, однако, в данном случае возрастают риски. Вторичный рынок торговых автоматов набирает свои обороты.

 

 

Места размещения

 

вендинговые автоматы в ЯпонииНаиболее популярные места размещения вендинговых автоматов – инфраструктурные объекты (вокзалы, аэропорты, автостанции), торговые центры, детские спортивные центры – там, где есть большой человекопоток с платежеспособным спросом. Очень нужны такие автоматы в местах проведения выставок и конференций.

вендинговый автомат на автобусной остановке

 

В перспективе огромным потенциалом имеют такие места как государственные учреждения (отделения налоговой инспекции, полиция, поликлиники, больницы) и улица (парки, скверы, усадьбы), на остановках общественного транспорта. Однако, установка в этих сегментах еще не до конца административно проработана, к тому же дополнительные защитные коробы автоматов от вандализма снижают рентабельность бизнеса.

 

 

Экономика вендингового бизнеса
Основные затраты предпринимателя для открытия бизнеса – покупка оборудования (возможно в лизинг, в рассрочку), доставка и установка, аренда площади (включает электричество). Переменные издержки: ингредиенты. Стоимость ингредиентов в общей цене минимальна для кофейных автоматов и максимальна в автоматах по продаже снеков и кондитерских изделий.

 

Мировые тренды в вендинге

Один из мировых трендов в отрасли — слияние вендинга и франчайзинга. Так, в типично франчайзинговая сеть кофеен Starbucks в 2011 году в США и Канаде (а в планах и в Великобритании) стала устанавливать брендированные кофейные автоматы Starbucks. Они устанавливаются в «стратегических» местах, таких как авиакомпании, аэропорты, вокзалы и автостанции.


«Зелёный» вендинг.
Торговая отрасль и вендинговая в частности становится всё более экологичной («зелёной»), в т.ч.:
• Машины и их части повторно используются много раз,
• Ограничение энергопотребления: энергоэффективность (использование светодиодов, потребляющих меньше энергии; солнечные батареи на крыше автоматов),
• В качестве альтернативы предлагаются бумажные стаканчики или биоразлагаемые чашки и т.п.

 

Тенденции развития вендинга в Москве

В Москве вендинг активно развивается. Но по числу торговых автоматов на душу населения Россия и в десятки и даже сотни раз отстаёт от мировых лидеров вендинга. По данным НААТ, число торговых автоматов в Токио (на 13 млн. человек) более 500 тысяч, в Нью-Йорке (8 млн. чел.) – более 200 тысяч автоматов. Число установленных автоматов в Москве около 20 тысяч.
Число вендинговых компаний в России – менее полусотни, при этом всего несколько крупных операторов занимают до 40% рынка, но даже они являются совсем малыми относительно европейских гигантов.

 

 

Совсем скоро и в России появятся вендинговые кафе, автоматизированные мини-магазины, вендинговые автоматы на автобусных остановках и другие интересные форматы. В июле 2014 года на Тверской улице в Москве установлен пилотный продовольственный мини-магазин.

 

вендинг_торговый киоск

 

В 2012 году принята Программа развития вендинга в Москве, согласно которой в среднесрочной перспективе планируется в несколько раз увеличить число торговых автоматов в Москве, а в долгосрочной – приблизиться к показателям европейских столиц. А пока для возможности рывка в отрасли активно идёт разработка административных механизмов регулирования, рекомендаций к ассортименту (например, в школах), отработка аукционных механизмов.

 

 

 

 

Выступление Горюновой Виктории на телеканале «Россия 24» в программе «Деньги большого  города» от 11.08.2014 на тему развития вендинга в Москве см. на сайте «Вести.ру«.

 

Подробнее по теме см. «Маркетинговое исследование российского и европейского рынка вторичного вендингового оборудования». Рассматриваемые вопросы: Объем российского рынка вендингового оборудования, динамика рынка, производство в России, импорт и экспорт, тенденции, европейский рынок вторичного вендингового оборудования и проч.